Цвета Марса | |
О том, что NASA перекрашивает снимки поверхности
Марса, чтобы скрыть от всех нас следы внеземной жизни, вы, наверное,
уже знаете. Пользуется агентство тем, что планета считается Красной,
вот и надувает народ, вооружившись современной техникой. А хотите знать
правду? Изображение
марсианского пейзажа с места посадки американского аппарата Pathfinder
(1997 год). Вверху — цвета NASA, внизу — альтернативный вариант,
выставленный Патриком (фото с сайта chez.com). Из многочисленных публикаций хотелось бы выделить вот это исследование некоего энтузиаста от уфологии Патрика (Patrick). Пожалуй, самое основательное из имеющихся. Он пишет: "Я слышал от одного из видеоинженеров NASA, который отвечал за настройку камер для миссии Mars Pathfinder (1997 год), что на Земле он всё настроил должным образом, а позже с сожалением узнал, что NASA изменило параметры в сторону 30-процентного преобладания красного цвета". Имени инженера разоблачитель обмана NASA не назвал. Картинка с ровера Spirit. "Данные от зелёных, синих и инфракрасных фильтров панорамной камеры были объединены, чтобы создать это приблизительно истинное цветное изображение", — гласит подпись NASA. То есть, никто точного цвета и не обещал (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov). Итак, исследователь тайн НЛО изменил палитру "насовских" кадров обратно, уменьшив долю красного в изображении знаменитых холмов-близнецов (Twin Peaks). Получился любопытный пейзаж с голубым небом, совсем как на Земле. Далее Патрик добавляет: "Есть дебаты между NASA и командой, которая управляет телескопом Hubble. Она дала понять агентству, что небо синее, а не красное или цвета лосося, как на снимках с марсоходов, публикуемые NASA." Вслед за Патриком ещё множество интернет-ресурсов радуется разоблачению. И прибавляют от себя, что, мол, янки скрывают на снимках зелёную траву и прозрачные озёра. Траву оставим на совести уфологов. А остальное? Разоблачители ломятся в открытую дверь. Вот, на одном из снимков NASA, представляющем вечерний пейзаж в месте посадки Pathfinder, небо, подсвеченное Солнцем, расположенным вблизи горизонта, имеет явственно голубой оттенок. Об этом пишет и само агентство в комментарии к кадру. А теперь скажите: какого цвета небо Земли? Да это также зависит от времени суток! И года, добавим, ведь на Марсе тоже есть времена года и сезоны пылевых бурь. Чтобы расставить все точки над "i", мы обратились в Государственный астрономический институт имени Штернберга, в отдел исследования Луны и планет. Этот снимок Марса с космического телескопа Hubble, сделанный в 1997 году, доказывает, что нас обманывают, утверждает уфолог Патрик (фото с сайта chez.com). Ведущий инженер отдела Александр Петрович Попов рассказал, что во всех миссиях на Марс пейзажи снимались через комплекс фильтров. И из монохромных изображений составлялись потом цветные. Как американцы рассчитали, в какой пропорции соединять эти цвета? Так ведь они знают точные характеристики собственных фильтров, поэтому построить более-менее приближенное к реальности изображение — не проблема. Однако, добавим, даже некоторое подкрашивание снимков перед публикацией — не криминал. К слову, на разных кадрах NASA оттенки грунта планеты отличаются друг от друга. Допустим, NASA хочет, чтобы снимки воспринимались более эффектно: в конце концов — это шоу. А сами-то учёные всерьёз работают именно с отдельными монохромными изображениями, снятыми через фильтры. Такие кадры говорят им больше, чем полноцветные открытки, которые сделал бы там какой-нибудь поляроид. Вечер на Марсе. Миссия Pathfinder. "Коричневато-серое небо, как его видел бы наблюдатель на Марсе, в этой истинной цветной мозаике снятой приблизительно в 16 часов по местному времени. Небо около солнца имеет светло-голубой цвет", — таков комментарий NASA (фото с сайта marsprogram.jpl.nasa.gov). Не зря же на двух последних американских роверах Spirit и Opportunity установлены зелёный, синий и инфракрасный (а не красный) фильтры. Они, говорят в NASA, помогают получить больше информации о составе грунта планеты. "Можно сказать, что истинных цветов марсианского пейзажа не видел ещё никто, — добавляет Попов, — с другой стороны: есть ведь ещё европейский Mars Express. Если бы янки решительно всё исказили — разве ESA не смогло бы их вывести на чистую воду?" Тот же пейзаж, что и на предыдущем кадре, но в полдень. "Истинный цвет Марса, основанный на трёх фильтрах с небом, установленным на светимость 60", — пишет NASA. Значит, наиболее корректное здесь изображение грунта, а не неба? (фото с сайта marsprogram.jpl.nasa.gov). "К тому же, ссылки некоторых СМИ на действие атмосферы (мол, оно не позволяет увидеть настоящие цвета Марса) — некорректны, — продолжает российский учёный. — Атмосфера там слишком слаба, чтобы вмешиваться в наблюдаемую палитру настолько сильно". Далее рассказ ведущего учёного миссии марсианских роверов, в котором он, как на духу, признаётся — "Дух" (Spirit) видит совсем не так, как человек."Spirit не видит вокруг себя всю перспективу сразу, — поясняет Джим Белл (Jim Bell), профессор астрономии в Корнельском университете (Cornell University) и ведущий учёный миссии. — Требуются дни, чтобы закончить полный 360-градусный обзор пейзажа". "Это значит, — говорит учёный, — что объединённая мозаика может быть построена из изображений, на которых пыли в воздухе больше или меньше, или кадры просто сняты в разное время дня. Такие изменения после "сшивания" заканчиваются "стёганым одеялом" с разными цветами на разных участках кадра". Профессор Белл осматривает марсианские солнечные часы (фото с сайта cornell.edu). Но ведь на панорамах мы видим более-менее равномерную окраску окружающей местности? "Получение правильных цветов — не точная наука, — рассказывает Белл. — В создании представления о том, что мы видели бы, если бы были там — присутствует артистический, призрачный элемент". Конечно, учёные прилагают большие усилия, чтобы быть настолько точными, насколько возможно. Для этого они учитывают при обработке кадров от роверов изображения Марса, сделанные через телескопы, а также снятые в прошлых марсианских миссиях, чтобы создать в результате уравновешенную по цвету картину.
Перед посылкой камер к Марсу команда сделала более ста тысяч снимков в вакуумной камере, которая моделировала марсианские условия. Специалисты экспериментировали с различными уровнями света, в зависимости от угла расположения солнца или количества пыли в воздухе. Они тогда точно настраивали камеры роверов, чтобы правильно учитывать температурные изменения или что-нибудь ещё, что могло бы заставить инструмент изменяться. Солнечные часы в разное время суток (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov). К тому же на роверах есть калибровочная цель (своего рода солнечные часы с серыми, белыми и разноцветными полосами). Мозаика кадров с ровера Spirit, сделанных 29 января 2004 года. Вверху слева — солнечные часы на фоне грунта. Монохромный снимок вверху справа — Солнце (фото с сайта jpl.nasa.gov). Специалисты контролировали, как эти цвета изменялись при различном освещении и при разных погодных условиях в лаборатории, при съёмке с разными фильтрами. Кроме того, американцы оставили у себя точные копии солнечных часов, отправленных на Марс — как контрольные образцы. "И всё же, произведённые изображения — только приблизительные марсианские цвета", — утверждает Белл. Дело в том, что многие из снимков, как уже говорилось, делаются с набором фильтров. Часть из них работает в инфракрасном или ультрафиолетовом диапазоне, не воспринимаемом глазом. Журналисты были зачарованы трёхмерными изображениями
Марса, но, увы, нельзя сказать, что они видели планету в точности так,
как если бы сами побывали на ней (фото с сайта cornell.edu). В целом, есть 14 различных фильтров. Они обеспечивают максимальный контраст для того, чтобы анализировать некоторые из самых интересных геологических особенностей в районе посадочной площадки. Так или иначе, шоу и наука преследуют разные цели, и не главная задача для NASA — развлечение публики панорамными видами Марса. |