В
1897 году фотографий газеты еще не печатали, поэтому «Чикаго таймс
геральд» опубликовала гравюру, сделанную по снимкам Мак-Кэнна.В 1897
году фотографий газеты еще не печатали, поэтому «Чикаго таймс геральд»
опубликовала гравюру, сделанную по снимкам Мак-Кэнна. Не стоит
думать, что якобы достоверные фото «летающих тарелок», чупакабр,
снежных людей и прочих лох-несских чудовищ начали будоражить общество
лишь с появлением компьютерных программ редактирования изображений.
Мистификаторы и шутники были во все времена. Сначала они просто
рассказывали байки, потом стали предъявлять рисунки, а с появлением
фотоаппаратов - и «уникальные» снимки аномалных явлений. Человек
устроен так, что любой неясный образ «достраивается» мозгом в
соответствии с представлениями своего времени. В конце XIX века люди
видели в небе «воздушные корабли», придавая им в своем воображении
технические детали тех лет - колеса, крылья, паруса. И это не могло не
отразиться на одной из величайших мистификаций прошлого - первой в мире
поддельной фотографии НЛО. Впрочем, аббревиатуры НЛО тогда еще не
существовало, и большинство жителей США, где и случилась эта история,
думали, что наблюдают некие воздухоплавательные аппараты, построенные
неизвестно кем. Однако в те годы в США дирижаблей официально еще не
было. И до сих пор не ясно, чем был вызван тот массовый психоз.
«Корабли» над Иллинойсом
В апреле 1897 года волна наблюдений НЛО охватила штат Иллинойс. Одна из газет так описывала «корабль»: «Иногда
он, казалось, был не более чем в 150 - 200 метрах над землей, и яркий
лунный свет отчетливо очерчивал его силуэт на фоне ясного неба. Люди,
которые видели его, описывают корабль как длинное, тонкое тело,
напоминающее сигару, сделанную из светлого металла, быть может,
алюминия».
Счастливчик Мак-Кэнн
11 апреля некий Уолтер
Мак-Кэнн из Роджерс-Парка, пригорода Чикаго, вывесил на стене своей
лавки снимки «воздушного корабля». Вскоре газета «Чикаго таймс геральд»
взяла интервью у Мак-Кэнна прямо в лавке на Гринлиф-авеню: «Несколько
дней подряд я читал про воздушный корабль, но смеялся над этими байками
и думал, что все это вздор. Сегодня я встал около 5.30 утра, чтобы
сделать свою обычную работу - принять газеты из Чикаго... Тут я увидел
на небе какой-то странный предмет, летящий с юга. Он был похож на
большую сигару. Когда он приблизился, я увидел, что это, конечно, не
воздушный шар. Я тут же понял, что это воздушный корабль, о котором так
много говорят. Мой сын недавно выиграл фотоаппарат в конкурсе, кто
привлечет больше подписчиков для газеты. Небо было ясным, условия для
фотографирования хорошие. Пластинка была заряжена. Побежав на угол
Гринлиф-авеню и Маркет-стрит, я сделал первый хороший снимок. С Дж.
Оверокером, который тоже видел корабль, я побежал по железнодорожным
путям, и через несколько минут мы сделали второй снимок. Е. Осборн и
Уильям Худлиз также видели воздушный корабль... Я четко видел силуэт
человека на корме. Он управлял вращающимся рулем или каким-то
приспособлением, направляющим курс корабля. Насколько я мог судить, это
странное изобретение летело на высоте метров 200 над землей... Думаю,
время покажет, что это не фальшивки. Я живу здесь слишком долго для
того, чтобы пытаться дурачить людей. У меня нет желания
прославиться...»
Эксперты: «Снимок подлинный!»
Художник
«Чикаго таймс геральд», который сделал рисунок по фотографии Мак-Кэнна,
заверил, что это не мистификация: «Снимок подлинный, и это великолепная
работа, так как иначе не удалось бы получить столь совершенный
отпечаток. Его цвета не могли быть получены, кроме как сфотографировав
находящийся в воздухе объект». Гравер протравил кислотой один
снимок, доказав, что он не был ретуширован после того, как его
отпечатали с негатива: «Это определенно снимок объекта, находящегося в
воздухе. Хотя можно было нанести изображение на негатив до того, как с
пластинки был сделан отпечаток, но тогда были бы отчетливо видны белые
линии в местах, где при ретуши поцарапали эмульсию, а на отпечатках
ничего подобного не видно. Я не сомневаюсь, что снимок подлинный». Осмотрев
негативы, репортеры убедились, что там нет никаких следов ретуши.
Мак-Кэнн и его приятель Оверокер на некоторое время стали самыми
популярными людьми в США.
Виновата Армия спасения
И
все же мистификации не была суждена долгая судьба. Два дня спустя, 13
апреля, железнодорожный сигнальщик Уильям Худлиз не выдержал упреков
совести и во всем признался. Он видел, как Мак-Кэнн и Оверокер
рано утром пришли на станцию, держа фотоаппараты и подозрительный
сверток. Он заинтересовался и оставил пост, чтобы посмотреть, что они
будут делать. А шутники достали из свертка небольшой «воздушный
корабль» длиной около 1,2 метра, сделанный из раскрашенного брезента.
На краю платформы на столбах проходила телеграфная линия. Мак-Кэнн и
Оверокер набросили на нее две тонкие нити, привязанные к «кораблю», и
подтянули его наверх. Мак-Кэнн отошел на подходящее расстояние и сделал
знаменитые кадры. «Не говорите ничего об этом несколько дней, - попросил его Мак-Кэнн, - и мы славно позабавимся». За
несколько недель до истории со снимками Худлиз вступил в Армию
спасения, поклявшись отказаться от ругани, жевания табака, выпивки и
лжи. Сперва он не думал, что молчание тоже может быть разновидностью
неправды. Но на очередном собрании все же раскаялся и пожалел, что
поддержал историю с «воздушным кораблем», которая уже гремела на всю
страну.
Михаил ГЕРШТЕЙН, председатель Уфологической комиссии Русского географического общества: этот «НЛО» Богословский запустил с балкона на удочке.
А КАК У НАС?
Композитор Никита БОГОСЛОВСКИЙ - «Комсомолке»: Я сам запускал НЛО.
В
царской
России и в СССР фальшивые снимки НЛО как-то не прижились.
Доподлинно известно, что первой поддельной фотографией НЛО, специально
предназначенной для того, чтобы «подшутить» над уфологами, стал снимок,
сделанный в 1978 году известным композитором Никитой Богословским. Он
же и придумал легенду, затрудняющую расследование: по ней выходило, что
авторы снимка сейчас живут в Париже и связаться с ними невозможно.
Авторитетный советский уфолог Феликс Зигель не обнаружил следов
подделки и заявил: «Качество фото великолепное. Видны струи вещества,
которое испускает твердое «ядро» объекта. Эти струи формируют
шляповидную оболочку НЛО, что придает ему сходство с другими
кометообразными НЛО». Только в 1989 году, после смерти Зигеля,
Никита Владимирович рассказал в журнале «Наука и жизнь», как была
сделана эта фотография: «Мякиш черного хлеба я скатал в шарик, вставил
его в круглое отверстие прозрачной стеклянной розетки, какую надевают
на подсвечник, чтобы в нее стекал стеарин. Воткнул в мякоть спичку с
привязанной к ней тончайшей прозрачной рыболовной леской, подвесил это
сооружение на балконную палку для сушки белья и сделал несколько
снимков в контражуре, на фоне темных предвечерних облаков...» А потом
Никита Владимирович подтвердил эту историю и на страницах «Комсомолки»