В 2001 г. умер мой отец. С тех пор он часто является во сне. Один раз показывал, как он делал свои последние шаги, с каким трудом. В большинстве случаев он со мной дрался. Иногда это было просто царапанием, надавливанием (все взаимно, я защищался), но иногда были какие-то фантастические схватки, при которых я использовал, кажется, даже больше силы, чем у меня есть, при этом летели какие-то искры. При драках во сне часто чувствовал невыносимую боль. Какие-то энергетические руки моего отца проникали вглубь моего энергетического тела, мне было трудно сопротивляться, было очень больно. При этом было трудно проснуться. Как правило, отец так являлся после того, как я наяву думал о нем и жалел его, что он умер.
При жизни он меня ненавидел, он был алкоголиком, умер он именно из-за злоупотребления алкоголем. И после смерти он вел себя очень похоже, ничем меня не удивил по сути. Он как бы мстил мне за то, что при жизни не получилось меня избить, а может и убить. За полгода до его смерти при попытке на меня напасть я его ранил газовым ключом. У него тогда из руки полилась кровь... Вот он мстил мне почти до настоящего времени во сне. А еще умерла у меня собака, которая была при жизни очень доброй, так и во сне мне являлась тоже очень доброй и была ужасно рада меня видеть. При этом я видел яркий и радостный свет ее души. А еще во сне я узнал впервые о смерти моего соседа. Я как бы оказался в его квартире и увидел неяркий свет, как бы световое поле и понял, что этот сосед умер и плачет. Потом я узнал о его смерти в реальности... Этот человек был старым и больным, меня не удивила его смерть.
Еще было много всего, связанного со смертью моего отца. Было, что он как бы являлся, но по каким-то причинам исчезал, мне, несмотря на все, было его жалко, было очень тяжело на душе, я пытался при таком состоянии сна узнать, где же действительно мой отец и существует ли он, в ответ видел космос с многочисленными маленькими звездочками, среди которых появлялся яркий маленький объект, который летел и мигал, без всяких слов я понимал, что мой отец где-то там, очень далеко, в ином мире... Еще мне являлся во сне мой дедушка, отец моего отца. Он оказался наоборот, очень добрым, он выражал свое недовольство моим отцом, т.е. своим сыном. Он мне безусловно сказал, что с того света наблюдал, как живет его сын (мой отец), был очень недоволен им. Мой дедушка погиб на войне в 1941 г. в возрасте примерно 21 год.
Дух неизвестного молчаливого мальчика живет
в Актюбинске, в областном историко-краеведческом музее. Первым его,
разгуливающего среди экспонатов этнографического зала областного
историко-краеведческого музея, увидела экскурсовод Болган.
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охранники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
Как утверждают специалисты, в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии, музейный дух. Связано это с тем, что в музейных экспозициях, как правило, много экспонатов культовых, несущих на себе ауру бывшего хозяина, память слов, вековых молитв. Так почему бы этой информации иногда не вырываться наружу?
Служители музея-квартиры Максима Горького, что находится в Нижнем Новгороде, утверждают, что беспокойный дух классика соцреализма регулярно посещает их культурное заведение. Призрак писателя громко топает сапожищами по комнатам и наводит на сотрудников музея мистический ужас.
А службы ОМОН и МЧС, не единожды вызываемые ночными сторожами, пока бессильны утихомирить «потустороннего» буяна.
Скептики, безусловно, отнесут эти явления к особой мнительности музейных работников, по большей части женского пола. Однако примеров подобных странностей можно привести множество.
Так, сотрудники дома-музея Ленина в Самаре заявляют, что в стенах их заведения привидения обитают не один год. Заведующая музеем Майя Образцова утверждает, что в доме периодически слышны чьи-то шаги, чувствуются различные запахи, а также передвигаются предметы.
В частности, когда посетителям решили продемонстрировать остатки кофейного сервиза, стоявшего в квартире Ульяновых в XIX веке, все гости, в том числе и представители самарских СМИ, ощутили запах свежего кофе, хотя никто его не готовил.
А однажды наутро мы обнаружили перевернутую постель в комнате Ульянова. И это несмотря на то, что дверь в комнату закрывается на ночь и охраняется, - рассказала заведующая. Кроме того, по ее словам, периодически в различных частях дома-музея возникают запахи яблочного пирога - одного из любимых блюд Ульянова.
Довольно часто странные явления происходят и в Тольяттинском краеведческом музее. Сотрудники уже давно к ним привыкли и при желании расскажут множество загадочных историй.
Например, о Даме в светлом костюме. Ее видела главный хранитель музея Валентина Котова. Как-то раз она мыла посуду в подсобке. Дверь в коридор была полуоткрыта, и боковым зрением Валентина Николаевна заметила, как мимо прошла какая-то женщина. Лица ее не разглядела, но заметила светлую одежду. Незнакомка подошла к лестнице, ведущей в подвал, и стала спускаться по ступенькам.
Поскольку в подвале размещается хранилище фондов, Валентина Николаевна, конечно, очень заинтересовалась: кто это без ее ведома вторгается в святая святых? Она пошла следом, перегнулась через перила, заглянула вниз… Но лестница была пуста, а на решетчатой двери хранилища, как обычно, красовался громадный замок.
Скорее всего, про таинственную даму вскоре бы забыли, но встречи стали повторяться. Однажды под вечер, когда в зале природной экспозиции уже потушили свет, сотрудник музея Ольга Горишная вдруг услышала звук шагов, который приближался прямо из темноты. Будто женщина торопливо процокала каблучками до двери и… тишина.
Еще раз таинственную женскую фигуру увидел далекий от мистики студент-практикант – он шел через зал и увидел в стеклянной витрине странное отражение: женщина в темном длинном платье оперлась руками о школьную парту и замерла, будто в задумчивости. Парень быстро обернулся – парта на месте, но никакой женщины нет.
Сотрудники музея после этого происшествия пригласили уфологов. Один из них с проволочной рамкой обошел все закоулки и нашел множество «источников биоизлучения». Особенно яро вращалась рамка в комнате, где хранилась фондовая мебель - вблизи старинного кресла (не иначе, в нем кто-то скончался, причем насильственной смертью, - предположили уфологи).
Другая волна темной энергии, по их словам, прямо-таки неслась в окружающее пространство от безобидного на вид платяного шкафа. Когда-то он принадлежал местному художнику Михаилу Зотову, а теперь обосновался в музейном хранилище. Про этот экспонат в музее давно недобрая слава шла – фокусы выкидывает. Однажды пришли журналисты, им стали про тот шкаф рассказывать, а изнутри вдруг как застучит!
Священник, которого пригласили освятить помещения, сказал, что, мол, нечего удивляться, что в хранилищах всякая чертовщина завелась – множество старых вещей собрано в одном месте, у каждой своя история, не всегда светлая. Кто знает, какие трагедии и драмы помнят вещи, каких духов удерживают около себя?
Дух неизвестного молчаливого мальчика живет в Актюбинске, в областном историко-краеведческом музее. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала областного историко-краеведческого музея, увидела экскурсовод Болган.
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охран ники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
"В таинственном зале находится фрагмент священного дерева удэгейского шамана под названием тэсун - пристанище духов, которое в 1911 году с реки Нахтоху привез Владимир Арсеньев, в ту пору директор краеведческого музея. А рядом, у подножия дерева, стоят деревянные фигурки идолов (сэвэны), которые очень почитаемы у коренных жителей Амура. "
Этот удэгейский комплекс шамана в былые времена был призван защищать племя от злых духов. По преданию, именно на этом шаманском дереве селились духи (сэвэны), там они и отдыхали.
Однажды, после того, как слухи о полтергейсте распространились по городу, в музей пришел пожилой человек - шаман - и спросил: ну как, по ночам духи шумят?
"Незнакомец провел в зале этнографии камлание - специальное ритуально-сакральное действо, когда устанавливается контакт с духами. Сотрудники музея слышали, как, обращаясь к вещам, выставленным в экспозиции, он сказал: Вот это будет ваш дом, здесь и живите. "
Выйдя из зала, шаман заявил, что духи, которые не могли обрести спокойствие, отныне будут жить на шаманском дереве. И еще посоветовал: рядом с сэвэнами ставить маленькую пиалу с водкой. Мол, духи тогда и буянить не будут.
Полтергейст после камлания действительно прекратился, однако в другом зале тут же началась другая чертовщина, объяснению которой пока не нашли не только ученые, но и милиция и технические эксперты.
"В зале Приамурье без войн и революций, где представлены дореволюционные экспонаты позапрошлого века, стоит сигнализация, реагирующая на движения человека. Лазерные лучи сигнализации настроены так, чтобы обнаруживать объекты только большой величины и не бить тревогу, когда прошмыгнет мышка или кошка. Так вот, одно время в полночь сигнализация стала срабатывать. Давать сигнал, что по залу кто-то движется. Вызывали милицию, техников. Зал был полностью осмотрен, но никто не обнаружен. Сигнализацию признавали исправной, а в следующую ночь все повторялось... "
Служители музея говорят, что призрак самого Владимира Клавдиевича Арсеньева, ученого и писателя, гуляет по музейным залам. Арсеньев ведь в течение десяти лет был директором краеведческого музея. Теперь вот и обходит владенья свои.
В Сыктывкарский литературно-мемориальном музей И. Куратова ежегодно 18 июля приходят писатели и поэты. Здесь они делятся новостями, пьют чай, а одну чашечку обязательно наливают… Ивану Куратову.
Подобная традиция появилась в музее шесть лет назад. Начало ей положил совершенно мистический случай.
«Тогда у нас появился… призрак Ивана Куратова, - поведала директор музея Диана Холопова. - Часто вечерами сотрудники слышали шаги и скрип. Но, самое поразительное, что ночью накануне 18 июля ни с того ни с сего со стены падал портрет классика. Причем такое происходило не один раз, а несколько лет кряду».
Чтобы успокоить дух классика, в музей вызвали священника, который освятил залы. Кроме того, каждый год в день рождения И. Куратова его духу стали оставлять «угощение»: чай, водку, закуску. Такая «поминальная» традиция широко распространена у коми. Обычно пищу оставляют на могиле предков, но где похоронен Иван Алексеевич – неизвестно.
Кстати, дух Куратова появился в Сыктывкаре не случайно. На месте здания музея в позапрошлом веке стоял деревянный дом, в котором поэт в течение четырех лет снимал квартиру.
У служителей и научных сотрудников Ивановского музея промышленности и искусства - свои проблемы. У них особым вниманием пользуется картина неизвестного художника, написанная в 1840 году, - "Купчиха Александра Небурчилова”. Музейщики прозвали ее "Женщина в голубом”, потому что изображена женщина в нежно-голубом платье.
Тяжелый, точно свинцом налитый, взор Небурчиловой, по словам сотрудников, проникает в тебя, и, если возле портрета задерживаешься, начинаешь понимать, что голубой цвет - не просто холодный, а знобкий, как сказали бы современники купчихи.
До недавнего времени привидение Небурчиловой бродило по залам музея, шуршало складками пышного платья, поскрипывало половицами и иногда дотрагивалось до вещей, разложенных на стеллажах.
«Началось все это почти сразу после открытия музея, в 1987 году, - поведала местным журналистам бывшая сотрудница музея Анна Ф. - Как только портрет Небурчиловой вывесили, так и пошло: шуршание, скрип, шарканье какое-то… Я не раз слышала шаги купчихи, они очень тяжелые, а у нас ведь тихо - гулкие шаги далеко раздаются. Правда, если идет экскурсия - ее не слышно, смотрит себе с портрета, губы поджав.
У нас поодиночке никто не ходит, особенно по узким лестницам. Боятся все ее, хотя и не признаются. А однажды Небурчилова не дала упасть одной женщине-реставратору. Та стояла на лестнице под потолком, покачнулась и вдруг почувствовала, что чьи-то руки ее довольно уверенно поддерживают. Мы удивились, потому что все купчиху недолюбливали, злая она какая-то на портрете, да и чего-то никак не успокоится, все ходит, ходит».
Как свидетельствуют сотрудники, постепенно события, связанные с Небурчиловой, приобретали все более неприятный оборот: купчиха с каждым годом становилась все смелее, ходила за ними, что называется, след в след, особенно по лестницам. Когда терпение у всех иссякло, решили отправить портрет на реставрацию в мастерские Костромы.
И с тех пор все в музее стихло. Возможно, дух Небурчиловой решил там остаться, или после реставрации успокоилась, наконец, купчиха, только теперь в залах установилась тишина. Правда, надолго ли, никто из музейных сотрудников сказать не может...
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охранники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
Как утверждают специалисты, в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии, музейный дух. Связано это с тем, что в музейных экспозициях, как правило, много экспонатов культовых, несущих на себе ауру бывшего хозяина, память слов, вековых молитв. Так почему бы этой информации иногда не вырываться наружу?
ОМОН и МЧС помочь не в состоянии
Служители музея-квартиры Максима Горького, что находится в Нижнем Новгороде, утверждают, что беспокойный дух классика соцреализма регулярно посещает их культурное заведение. Призрак писателя громко топает сапожищами по комнатам и наводит на сотрудников музея мистический ужас.
А службы ОМОН и МЧС, не единожды вызываемые ночными сторожами, пока бессильны утихомирить «потустороннего» буяна.
Скептики, безусловно, отнесут эти явления к особой мнительности музейных работников, по большей части женского пола. Однако примеров подобных странностей можно привести множество.
Так, сотрудники дома-музея Ленина в Самаре заявляют, что в стенах их заведения привидения обитают не один год. Заведующая музеем Майя Образцова утверждает, что в доме периодически слышны чьи-то шаги, чувствуются различные запахи, а также передвигаются предметы.
В частности, когда посетителям решили продемонстрировать остатки кофейного сервиза, стоявшего в квартире Ульяновых в XIX веке, все гости, в том числе и представители самарских СМИ, ощутили запах свежего кофе, хотя никто его не готовил.
А однажды наутро мы обнаружили перевернутую постель в комнате Ульянова. И это несмотря на то, что дверь в комнату закрывается на ночь и охраняется, - рассказала заведующая. Кроме того, по ее словам, периодически в различных частях дома-музея возникают запахи яблочного пирога - одного из любимых блюд Ульянова.
Довольно часто странные явления происходят и в Тольяттинском краеведческом музее. Сотрудники уже давно к ним привыкли и при желании расскажут множество загадочных историй.
Например, о Даме в светлом костюме. Ее видела главный хранитель музея Валентина Котова. Как-то раз она мыла посуду в подсобке. Дверь в коридор была полуоткрыта, и боковым зрением Валентина Николаевна заметила, как мимо прошла какая-то женщина. Лица ее не разглядела, но заметила светлую одежду. Незнакомка подошла к лестнице, ведущей в подвал, и стала спускаться по ступенькам.
Поскольку в подвале размещается хранилище фондов, Валентина Николаевна, конечно, очень заинтересовалась: кто это без ее ведома вторгается в святая святых? Она пошла следом, перегнулась через перила, заглянула вниз… Но лестница была пуста, а на решетчатой двери хранилища, как обычно, красовался громадный замок.
Скорее всего, про таинственную даму вскоре бы забыли, но встречи стали повторяться. Однажды под вечер, когда в зале природной экспозиции уже потушили свет, сотрудник музея Ольга Горишная вдруг услышала звук шагов, который приближался прямо из темноты. Будто женщина торопливо процокала каблучками до двери и… тишина.
Еще раз таинственную женскую фигуру увидел далекий от мистики студент-практикант – он шел через зал и увидел в стеклянной витрине странное отражение: женщина в темном длинном платье оперлась руками о школьную парту и замерла, будто в задумчивости. Парень быстро обернулся – парта на месте, но никакой женщины нет.
Сотрудники музея после этого происшествия пригласили уфологов. Один из них с проволочной рамкой обошел все закоулки и нашел множество «источников биоизлучения». Особенно яро вращалась рамка в комнате, где хранилась фондовая мебель - вблизи старинного кресла (не иначе, в нем кто-то скончался, причем насильственной смертью, - предположили уфологи).
Другая волна темной энергии, по их словам, прямо-таки неслась в окружающее пространство от безобидного на вид платяного шкафа. Когда-то он принадлежал местному художнику Михаилу Зотову, а теперь обосновался в музейном хранилище. Про этот экспонат в музее давно недобрая слава шла – фокусы выкидывает. Однажды пришли журналисты, им стали про тот шкаф рассказывать, а изнутри вдруг как застучит!
Священник, которого пригласили освятить помещения, сказал, что, мол, нечего удивляться, что в хранилищах всякая чертовщина завелась – множество старых вещей собрано в одном месте, у каждой своя история, не всегда светлая. Кто знает, какие трагедии и драмы помнят вещи, каких духов удерживают около себя?
Камлание в зале этнографии
Дух неизвестного молчаливого мальчика живет в Актюбинске, в областном историко-краеведческом музее. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала областного историко-краеведческого музея, увидела экскурсовод Болган.
Это было в обеденное время. Болган после длительной экскурсии решила посидеть в тишине. Самый уютный и тихий - зал этнографии. Болган и не заметила, как задремала среди старинных вещей. Спустя полчаса женщина проснулась и вдруг почувствовала, что все ее тело парализовано. Она лежала с открытыми глазами, но не могла пошевельнуться. Рядом с ней стоял мальчик примерно лет 6-7 и смотрел пронзительным взглядом. Женщину охватил ужас, до нее дошло, что это вовсе не сын одной из сотрудниц музея, а настоящий призрак.
"Она мысленно произнесла Бисмилла. Стоило произнести священное заклинание, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и... растворился в воздухе."
Впрочем, это не первый случай подобного рода в областном музее. Экскурсовод Жанар Улыкпанова говорит, что совсем недавно в том же этнографическом зале раздался громкий звук разбившегося стекла. Женщины сильно испугались, что витрину разбил кто-то из посетителей, поскольку под стеклами хранятся исключительно дорогие и редкие экспонаты. Каково же было удивление, когда они увидели, что в зале все стоит на местах, и осколков на полу нет.
Аналогичные призрачные погромы происходили недавно и в Дальневосточном краеведческом музее. По ночам здесь тоже в зале этнографии что-то все время падало, скрежетало, ухало. Однако охран ники никого и ничего не обнаруживали, все экспонаты находились в целостности и сохранности.
"В таинственном зале находится фрагмент священного дерева удэгейского шамана под названием тэсун - пристанище духов, которое в 1911 году с реки Нахтоху привез Владимир Арсеньев, в ту пору директор краеведческого музея. А рядом, у подножия дерева, стоят деревянные фигурки идолов (сэвэны), которые очень почитаемы у коренных жителей Амура. "
Этот удэгейский комплекс шамана в былые времена был призван защищать племя от злых духов. По преданию, именно на этом шаманском дереве селились духи (сэвэны), там они и отдыхали.
Однажды, после того, как слухи о полтергейсте распространились по городу, в музей пришел пожилой человек - шаман - и спросил: ну как, по ночам духи шумят?
"Незнакомец провел в зале этнографии камлание - специальное ритуально-сакральное действо, когда устанавливается контакт с духами. Сотрудники музея слышали, как, обращаясь к вещам, выставленным в экспозиции, он сказал: Вот это будет ваш дом, здесь и живите. "
Выйдя из зала, шаман заявил, что духи, которые не могли обрести спокойствие, отныне будут жить на шаманском дереве. И еще посоветовал: рядом с сэвэнами ставить маленькую пиалу с водкой. Мол, духи тогда и буянить не будут.
Полтергейст после камлания действительно прекратился, однако в другом зале тут же началась другая чертовщина, объяснению которой пока не нашли не только ученые, но и милиция и технические эксперты.
"В зале Приамурье без войн и революций, где представлены дореволюционные экспонаты позапрошлого века, стоит сигнализация, реагирующая на движения человека. Лазерные лучи сигнализации настроены так, чтобы обнаруживать объекты только большой величины и не бить тревогу, когда прошмыгнет мышка или кошка. Так вот, одно время в полночь сигнализация стала срабатывать. Давать сигнал, что по залу кто-то движется. Вызывали милицию, техников. Зал был полностью осмотрен, но никто не обнаружен. Сигнализацию признавали исправной, а в следующую ночь все повторялось... "
Служители музея говорят, что призрак самого Владимира Клавдиевича Арсеньева, ученого и писателя, гуляет по музейным залам. Арсеньев ведь в течение десяти лет был директором краеведческого музея. Теперь вот и обходит владенья свои.
Рюмка водки для призрака
В Сыктывкарский литературно-мемориальном музей И. Куратова ежегодно 18 июля приходят писатели и поэты. Здесь они делятся новостями, пьют чай, а одну чашечку обязательно наливают… Ивану Куратову.
Подобная традиция появилась в музее шесть лет назад. Начало ей положил совершенно мистический случай.
«Тогда у нас появился… призрак Ивана Куратова, - поведала директор музея Диана Холопова. - Часто вечерами сотрудники слышали шаги и скрип. Но, самое поразительное, что ночью накануне 18 июля ни с того ни с сего со стены падал портрет классика. Причем такое происходило не один раз, а несколько лет кряду».
Чтобы успокоить дух классика, в музей вызвали священника, который освятил залы. Кроме того, каждый год в день рождения И. Куратова его духу стали оставлять «угощение»: чай, водку, закуску. Такая «поминальная» традиция широко распространена у коми. Обычно пищу оставляют на могиле предков, но где похоронен Иван Алексеевич – неизвестно.
Кстати, дух Куратова появился в Сыктывкаре не случайно. На месте здания музея в позапрошлом веке стоял деревянный дом, в котором поэт в течение четырех лет снимал квартиру.
У служителей и научных сотрудников Ивановского музея промышленности и искусства - свои проблемы. У них особым вниманием пользуется картина неизвестного художника, написанная в 1840 году, - "Купчиха Александра Небурчилова”. Музейщики прозвали ее "Женщина в голубом”, потому что изображена женщина в нежно-голубом платье.
Тяжелый, точно свинцом налитый, взор Небурчиловой, по словам сотрудников, проникает в тебя, и, если возле портрета задерживаешься, начинаешь понимать, что голубой цвет - не просто холодный, а знобкий, как сказали бы современники купчихи.
До недавнего времени привидение Небурчиловой бродило по залам музея, шуршало складками пышного платья, поскрипывало половицами и иногда дотрагивалось до вещей, разложенных на стеллажах.
«Началось все это почти сразу после открытия музея, в 1987 году, - поведала местным журналистам бывшая сотрудница музея Анна Ф. - Как только портрет Небурчиловой вывесили, так и пошло: шуршание, скрип, шарканье какое-то… Я не раз слышала шаги купчихи, они очень тяжелые, а у нас ведь тихо - гулкие шаги далеко раздаются. Правда, если идет экскурсия - ее не слышно, смотрит себе с портрета, губы поджав.
У нас поодиночке никто не ходит, особенно по узким лестницам. Боятся все ее, хотя и не признаются. А однажды Небурчилова не дала упасть одной женщине-реставратору. Та стояла на лестнице под потолком, покачнулась и вдруг почувствовала, что чьи-то руки ее довольно уверенно поддерживают. Мы удивились, потому что все купчиху недолюбливали, злая она какая-то на портрете, да и чего-то никак не успокоится, все ходит, ходит».
Как свидетельствуют сотрудники, постепенно события, связанные с Небурчиловой, приобретали все более неприятный оборот: купчиха с каждым годом становилась все смелее, ходила за ними, что называется, след в след, особенно по лестницам. Когда терпение у всех иссякло, решили отправить портрет на реставрацию в мастерские Костромы.
И с тех пор все в музее стихло. Возможно, дух Небурчиловой решил там остаться, или после реставрации успокоилась, наконец, купчиха, только теперь в залах установилась тишина. Правда, надолго ли, никто из музейных сотрудников сказать не может...