Делали ли «тарелки» нацисты?
Чем
дальше в глубь истории уходят годы второй мировой войны, тем чаще на
страницах популярных изданий появляются сенсационные истории о
сверхсекретном немецком оружии. Иногда в этих сообщениях при тщательном
расследовании можно обнаружить значительную долю правды, которая по тем
или иным причинам была не очень приятна странам-победительницам. Здесь
речь в первую очередь идет о германской ракетной технике, на базе
которой в последующие годы резко вырвалось вперед ракетостроение в США
и СССР. Обе эти страны первые послевоенные годы воспроизводили и
модифицировали небезызвестную ФАУ-2. А немецкие специалисты, вывезенные
в эти страны, принимали непосредственное участие в закладке фундамента
последующих ракетных достижений. Некоторые данные свидетельствуют, что
даже основы системы СОИ были разработаны в институтах третьего рейха. Недавно на страницах популярных изданий США и России всплыла новая сенсация — летающие тарелки
гигантских размеров (до 70 метров в диаметре) и развивавшие скорость
свыше 2000 км/час якобы были созданы в тайных немецких лабораториях. Поскольку
авторы американской и нашей публикаций (Пол Стоунхилл и Юрий Строганов)
ссылаются на разные литературные источники, интересно сравнить ту
информацию, которой они располагали. Пол Стоунхилл упоминает книгу
Рудольфа Луссара «Немецкое тайное оружие во второй мировой войне»,
изданную в Лондоне в 1959 г. Юрий Строганов в статье «Еще одна тайна
третьего рейха?», опубликованной в журнале «Техника — молодежи» № 9 за
1992 г., использовал информацию из книги Леманна «Германское секретное
оружие второй мировой войны и его дальнейшее развитие», изданной в
Мюнхене в 1962 г. Похоже, что их авторы располагали одинаковыми
источниками информации. Луссар пишет, что работы над летающими дисками
были начаты в 1941 г. Он упоминает имена четырех конструкторов: трех
немцев — Шривера, Габермоля, Митхе и итальянца Беллонцо. Шри-вер и
Габермоль работали в Праге. Именно здесь они предприняли испытание
своего детища — летающего диска диаметром около 68 метров. Испытание
состоялось 14 февраля 1945 года. Аппарат за три минуты достиг высоты
12400 метров и развил в горизонтальном полете скорость свыше 2000
км/час. Предполагалось достичь скорости в 4000 км/час. Перед
наступлением советских войск опытный экземпляр «тарелки» был уничтожен. Еще
один конструктор из упомянутой троицы — Митхе — работал в Бреслау ,
(Вроцлаве). Он проектировал «металло-диск» диаметром 42 м с реактивным
двигателем. Завод, где он строился, был захвачен русскими войсками и со
всем оборудованием перевезен в Омск. Здесь работа над «летающей
тарелкой» была продолжена. Попал в плен и еще один конструктор
«тарелок» из Праги — Габермоль, который живет где-то в СССР (книга
издана в 1962 г. ). Чем занимался итальянский «тарелочник» — Беллонцо,
из книги не ясно. Для сравнения теперь воспользуемся информацией
Леманна. По его версии, первая «летающая тарелка» в виде диска с
лопастями, вращавшимися вокруг кабины с пилотом (т. н. Модель № 1),
была создана немецкими инженерами Шривером и Габермолем еще в 1940 г.
Ряд последующих модификаций позволил достичь скорости в 1200 км/час, но
всем моделям этих двух конструкторов было суждено остаться на уровне
опытных разработок. В конце удалось избежать советского плена и
перебраться в США. У Леманна появляется на свет и таинственный
итальянец Беллонцо. Оказывается, это он вместе с австрийским
изобретателем Виктором Шаубергером построил и испытал тот самый
68-метровый диск, а вовсе не Шривер с Габермолем. К тому же диск
строился не в Праге, а в Бреслау. Испытание его было проведено не
14-го, а 19-го февраля. Объект достиг высоты не 12, а 15 тыс. метров,
правда, развив ту же скорость в 2000 км/час. Но настоящая
фантастика кроется даже не в диске, а в «бездымном и беспламенном»
двигателе В. Шауберге-ра, о котором до настоящего момента известно лишь
то, что «принцип его действия основывался на взрыве, а при работе он
потреблял лишь воду и воздух». Таинственному Шаубергеру, тоже
перебравшемуся в США, американцы якобы предлагали 3 млн долларов за
секрет двигателя летающего диска, но он будто бы проявил
принципиальность и отказался это сделать до подписания «международного
соглашения о полном разоружении». Судя по столь явным разночтениям,
авторы обеих книг, вероятно, пользовались не документами, а слухами или
пересказывали другие источники информации. За истекшие полвека не
выдал никакой продукции и вывезенный из Бреслау «тарелочный завод» в
Омске. Кстати, в конце войны из Сибири возвращались в центр все
эвакуированные заводы. И то, что вывозилось из Германии, даже
сверхсекретные предприятия, создававшие баллистические ракеты и атомное
оружие, в том числе с участием немецких специалистов, располагалось под
Москвой, во всяком случае не дальше Урала. Имеющиеся более надежные источники информации дают несколько иную картину. О
создании в начале 40-х годов в Германии летательного аппарата в форме
«летающей тарелки» коротко сообщает и ряд военных историков, например
Г. Мильке, и даже такой авторитет, как «отец немецкой космонавтики»
профессор Оберт, оказавшийся после войны вместе с Вернером фон Брауном
в США. Однако в этих сообщениях речь идет об аппарате более
скромных размеров. Если вместо диаметра 68 метров взять 6, 8 метра, то
это будет гораздо ближе к описаниям других свидетелей. К тому же в
сообщениях прямо упоминается аппарат, снабженный винтовым движителем,
приводившимся в движение обычным поршневым мотором. Информацию же о
создании «летающей тарелки», диаметром почти 70 метров и развившей
скорость свыше 1000 км/час, следует отнести к области писательского или
журналистского вымысла. Форма «тарелки» отнюдь не оптимальна с
аэродинамической точки зрения для движения со сверхзвуковой скоростью в
плотной атмосфере. Несложный расчет показывает, что для достижения
подобной скорости «тарелке» диаметром 68 м требуется двигатель
мощностью свыше 100000 л. с., естественно, реактивный. Создание в
40-х годах таких двигателей было невозможно по чисто технологическим
причинам, как невозможно было создание в 60-х годах по тем же причинам
карманных калькуляторов. Турбореактивные двигатели тех лет —
английские, германские и советские — имели мощности порядка сотен л. с.
Поэтому столь же фантастична и история о двигателе, потребляющем только
«воздух и воду» и таинственно исчезнувшем вместе со своим изобретателем. Поскольку
Пол Стоунхилл и Юрий Строганов дружно указывают на то, что описываемые
ими «тарелки» были чехословацкого производства, воспользуемся
свидетельствами очевидцев. 8 нашей печати этот вопрос был затронут в
статье Е. Овчаренко и А. Корзуна «Штирлиц не в своей „тарелке"... »
(«Комсомольская правда», 1. 11. 1991 г. ). В ней приводятся ссылки на
показания 19 солдат и офицеров вермахта, наблюдавших испытательные
полеты необычного летательного аппарата осенью 1943 г. Аппарат
представлял собой металлический диск диаметром 5—6 метров с каплевидной
кабиной в центре. А 6 метров — это уже приемлемая величина для модели,
приводимой в движение сравнительно маломощными двигателями. Весьма
любопытно и сообщение чехословацкого инженера Иржи Крамера,
рассказавшего журналистам о том, что его отец участвовал в разработке и
изготовлении опытной модели дискообразного летательного аппарата еще в
предвоенные годы. Он продемонстрировал эскиз аппарата, кстати, также
имевшего диаметр около 6 метров, который приводился в движение
несколькими двигателями, расположенными в углублениях корпуса по его
окружности. Поскольку аппарат строило военное ведомство, заказы на
изготовление отдельных его частей были размещены на нескольких заводах,
в том числе на автомобильном заводе «Татра», причем таким образом, что
догадаться об их назначений неспециалисту было невозможно. Интересно и
то, что двигатели для него были заказаны мотоциклетному заводу Янишека
и Вагнера («Ява»), т. е. речь идет об обычных двигателях внутреннего
сгорания, скорее всего, двухтактных (есть предположение, что
трехцилиндровая модификация этого двигателя в дальнейшем использовалась
на малолитражках ГДР типа «Трабант» и «Вартбург»). Эти показания
проливают свет на тот странный факт, что столь секретный немецкий
летательный аппарат проектировался и изготавливался почему-то в
Чехословакии. В то же время сообщения очевидцев свидетельствуют о
создании технически реального в то время аппарата.
|